menu icon
close
г. Минск, ул. Чапаева, 3
г. Минск, ул. Сухаревская, 26
г. Минск, ул. Селицкого, 105

Новая сеть зарядных станций для электромобилей Evika!

02 Марта 2023

Новая сеть зарядных станций для электромобилей Evika!

На рынке электрозарядной инфраструктуры в Беларуси появился новый игрок. В декабре прошлого года было открытие первой ЭЗC Evika! от «Белтелекома» в Пинске. А сегодня под новым брендом действуют уже 14 зарядных станций в Минске и регионах. Почему компания решила зайти в этот сегмент, какие станции она устанавливает и кто их производит, как сеть ЭЗС уже зарекомендовала себя среди пользователей и каковы планы по её расширению? Обо всём рассказал  директор филиала «Междугородная связь» РУП «Белтелеком» Александром Фурсевичем.

Почему «Белтелеком» решил создать сеть электрозарядных станций собственного бренда Evika!?

 Основной и самый важный мотив — динамичное развитие электротранспорта как в Беларуси, так и во всём мире. Рынок Беларуси пока можно назвать формирующимся, но динамика многообещающая: за последние два года число владельцев электрокаров увеличилось с двух-трёх тысяч до десяти тысяч. По мнению аналитиков, которые ознакомились с данными BloombergNEF и Международного энергетического агентства, по базовому сценарию к 2025 году количество электромобилей на дорогах Беларуси достигнет 112,2 тысячи.

Существующей инфраструктуры ЭЗС в стране сейчас недостаточно. На конец 2021 года в Беларуси насчитывалось около 650 зарядных станций Mode 3 и быстрых Mode 4. Владельцам электрокаров приходится тщательно планировать свои маршруты, они сильно зависят от географии ЭЗС и их типов. Мы рассмотрели зарубежный опыт и пришли к выводу, что инфраструктура считается нормальной, когда на десять-двенадцать электрокаров приходится одна ЭЗС.

Однако чтобы создать такую широкую инфраструктуру, в стране должны быть свободные ресурсы энергетических мощностей. У «Белтелекома» такие ресурсы есть. В своё время предприятие серьёзно модернизировало сети и объекты связи. Благодаря современным технологиям телекоммуникационное оборудование стало компактным и менее энергоёмким. Поэтому считаем нормальным применение хозяйского подхода — эффективное использование свободных мощностей и площадей.

В Беларуси принят ряд законодательных инициатив в сфере электротранспорта, стимулирующих потребителей, операторов и производства. Например, до 2025 года действуют различные налоговые льготы, упрощённые порядки согласований. Сложив все факторы, мы поняли: нельзя упустить шанс, когда есть возможность занять своё место на рынке.

С чего «Белтелеком» начал создавать свою сеть ЭЗС?

Идея создать собственную сеть электрозарядных станций появилась в «Белтелекоме» в начале 2022 года. Реализации проекта предшествовали изучение рынка, мировых тенденций, опыта других операторов, разработка инвестиционного проекта и бренда, планирование этапов строительства. И летом прошлого года был дан старт пилотному проекту — установке 20 станций.

Вначале рассмотрели основных поставщиков оборудования — электрозарядных станций. Все они, вне зависимости от производителя, стандартизированы. По результатам тендера были выбрали станции белорусского производства — модели «Витязь EC-301-60» и «Витязь EC-301-40».

На нынешнем этапе используется готовое программное обеспечение «ИСКРА». В приложении «ИСКРА» отображаются наши зарядные станции Evika!. Они брендированы, и каждый пользователь без труда найдёт их на карте.

В декабре 2022 года была открыта первая ЭЗС в Пинске. А сколько на данный момент функционирует станций и где они находятся?

Сейчас в действии четырнадцать ЭЗС, одиннадцать из них в Минске, остальные три — в Пинске, Солигорске и Новополоцке. До конца февраля ещё две станции появится в столице. До мая будут запущены четыре новые станции и тем самым будет успешно выполнен план пилотного проекта: всего будет 20 действующих устройств.

Станции какого типа сегодня устанавлены? Кто и как может подзаряжать свой электрокар?

Устанавливаем электрозарядные станции стандарта Mode 3 с розетками Type 2 мощностью 22 кВт каждая. На ЭЗС такого типа заряжать электромобиль c поддержкой заряда АКБ переменным током может любой пользователь.

На данном этапе было принято решили ставить ЭЗС с типовыми розетками без кабеля, учитывая, что в комплекте электромобиля, как правило, должен быть кабель с соответствующим разъёмом.

Однако возникли трудности, когда пользователи подключили к станции несертифицированные самодельные кабели. Система контроля не позволяет начать заряд, так как кабель и разъёмы должны соответствовать требованиям безопасности. Эти вопросы мы решали сразу по телефону с водителями, давали рекомендации. После замены кабеля зарядные сессии проходили успешно.

На каждой станции размещена подробная инструкция, как воспользоваться устройством. Есть QR-коды для скачивания приложения ISKRA, в котором можно активировать сессии. Кроме этого, информация доступна на сайте «Белтелекома» — в разделе Evika!.

Как выбирается, где разместить ЭЗС? От чего это зависит?

«Белтелеком» использует свои мощности и земли предприятия. Например, в Пинске станция находится на территории сервисного центра «Белтелекома». Хотя в 2023 году мы планируем размещать ЭЗС не только на своих площадках, но и на прилегающих городских парковках в рамках действующего законодательства и по согласованию с администрациями.

Размещение также зависит от типа станций: устанавливаются только устройства переменного тока Mode 3. Они требуют более длительного времени зарядки электромобиля — в среднем четырёх-пяти часов для полного цикла. То есть выбираются площадки, где потенциальный пользователь может провести несколько часов. Например, возле офисов и бизнес-центров либо жилых комплексов.

Чем ЭЗС от «Белтелекома» отличаются от брендов, которые сегодня представлены в Беларуси?

— Evika! предлагает владельцам электрокаров заботливое отношение к их транспорту: зарядка переменным током относительно небольшой силы сбережёт ресурс аккумулятора. Хотя в то же время Mode 3 — это самый мощный режим для зарядных станций с переменным током. Кроме того, при использовании зарядных станций Mode 3 вероятность повреждения силового разъёма электропитания транспортного средства и силового порта станции минимальная.

Для подключения электромобиля к зарядной станции Evika! пользователю не требуется искать специализированный переходник, ведь коннектор Type 2 для зарядки переменным током является самым распространённым на европейской территории.

Подключение станции Evika! к серверу происходит по фиксированным линиям связи «Белтелекома», а это гарантирует высокую надёжность соединения. А главное отличие Evika! от других брендов в том, что на каждой парковке ведётся видеонаблюдение. Надеемся, это принесёт немного больше спокойствия владельцу на период зарядки его электрокара.

Какие выводы можете сделать спустя два месяца после открытия первой ЭЗС? Сколько владельцев электрокаров уже воспользовались услугами Evika!?

В приложении уже более 400 зарегистрированных пользователей. За два месяца прошло более 300 зарядных сессий. Динамика пользования растёт. Внутренняя статистика показывает, что по количеству сессий и их продолжительности февраль вдвое превышает начальный месяц эксплуатации.

Стоимость одного киловатта — 40 копеек. Чтобы полностью зарядить электромобиль с батареей ёмкостью 70 кВт, понадобится 28 рублей.

Ежедневно на станциях заряжается от трёх до девяти электрокаров. Иногда бывает так, что на одну ЭЗС каждый день приезжает один и тот же пользователь. 

В регионах зарядные сессии тоже есть, хотя их меньше, чем в столице. Но там идет обустройство ЭЗС, чтобы с развитием инфраструктуры сравнять возможности обслуживания электромобиля между жителями столицы и регионов.

Какие планы по развитию сети ЭЗС Evika! ставит «Белтелеком»? Сколько зарядных станций планирует открыть в этом году и где они будут?

В 2023-м планирует установить ещё 50—70 зарядных станций в Беларуси. В вопросе их размещения будем руководствоваться основным фактором: чтобы человеку было удобно получить услуги. Приоритет отдаём спальным районам и районам деловой активности, но будем учитывать наличие свободных мощностей в энергохозяйстве «Белтелекома» и свободных земельных участков. Постоянно идет общаение с участниками специализированных форумов в соцсетях, электромобильных чатах и обращаем внимание на их пожелания относительно размещения ЭЗС.

С учётом опыта пилотного проекта «Белтелеком» старается снизить затраты на установку одной станции. Например, применять настенный монтаж ЭЗС и обустройство станций на уже существующих парковках.

Что касается долгосрочной перспективы, то в планах — обустройство в Беларуси порядка 300 зарядных станций Evika! к концу 2025 года.

Ведь если в стране будет развиваться инфраструктура — как качественно, так и количественно, то люди будут активнее пересаживаться на электрокары.

Источник: av.by