Тормозная жидкость (ТЖ) в автомобиле – это расходный материал с ограниченным сроком годности и службы. Для нее свойственно впитывать влагу из воздуха. Срок замены тормозной жидкости в среднем составляет 2 года, но может быть короче или длиннее в зависимости от её класса и условий эксплуатации.
Зачем нужно контролировать срок годности тормозной жидкости
Ограниченный срок хранения тормозной жидкости обусловлен ее химическим составом. Основой большинства ТЖ (кроме DOT 5) являются гликоли – двухатомные спирты, имеющие высокую температуру кипения, но обладающие высокой гигроскопичностью – способностью впитывать водяные пары из воздуха. При повышении концентрации воды на 1% температура кипения снижается примерно на 20 °C (зависимость нелинейная). Если «сухая» тормозная жидкость DOT 4 закипает при 260 °C, то при повышении концентрации влаги до 3,5% – всего при +155 °C. Как следствие, при нагреве под давлением в тормозных механизмах ТЖ образуются паровые пробки. Газ, в отличие от жидкости, поддается сжатию, поэтому тормозные усилия резко падают.
Из-за того, что расширительный бачок тормозной системы не обладает абсолютной герметичностью, он может пропускать молекулы воды, которые и связываются с ТЖ. Именно поэтому срок эксплуатации тормозной жидкости составляет около 2 лет – за этот период она успевает впитать около 3% воды. Ресурс тормозной жидкости считается исчерпанным при достижении концентрации влаги 3,5%. Продолжать эксплуатацию автомобиля без замены опасно из-за значительного снижения эффективности тормозной системы.
Чтобы предотвратить преждевременное накопление влаги, производители тормозной жидкости герметично закупоривают ее, используя для этого дополнительную пломбу под пробкой. После вскрытия тары эта пломба разрушается, а срок годности тормозной жидкости сокращается. Если тара закрыта неплотно и хранится в сыром помещении или на улице – процесс насыщения влагой ускоряется, и она может прийти в негодность в течение нескольких недель.
Гигроскопичность и срок годности тормозной жидкости напрямую зависят от ее состава и класса. В настоящее время применяются тормозные жидкости классов:
Сколько хранится тормозная жидкость
Срок хранения тормозной жидкости в закрытой таре обозначают с помощью различных видов маркировки:
- печать на этикетке;
- лазерная гравировка или печать непосредственно на таре или крышке.
Срок хранения тормозной жидкости после распечатки и вскрытия емкости в первую очередь зависит от качества тары, герметичности крышки и условий хранения. Ресурс залитой жидкости в гидропривод сцепления или тормозную систему транспортного средства – больше зависит от условий ее эксплуатации.
Срок годности указан на этикетке, а дата на корпусе означает месяц и год изготовления.
Срок годности тормозной жидкости разных производителей в закрытом виде и в системе автомобиля:
В условиях, близких к идеальным, ТЖ может сохранять свойства дольше, а при наличии проблем в системе, таких как негерметичность расширительного бачка, главного или тормозного цилиндра либо соединений, а также при эксплуатации во влажном тропическом климате, менять тормозную жидкость стоит чаще. Если срок годности тормозной жидкости в упаковке, указанный на этикетке, истек, использовать ее нельзя! Даже в герметичной таре могут произойти разрушение присадок, расслоение ТЖ на компоненты и другие негативные процессы, которые ухудшают рабочие свойства продукта. Так как срок годности тормозной жидкости после вскрытия существенно сокращается, важно хранить ее в герметично закупоренной таре. Если ТЖ поменяла цвет, стала мутной, либо хранилась в неплотно закрытой емкости, использовать ее для доливки нельзя.
Как проверить годность тормозной жидкости
Существует несколько способов проверить годность тормозной жидкости, однако все они имеют не очень высокую точность.
- Визуально по цвету. Чистая ТЖ классов DOT 3, 4 и 5.1 имеет желтый, красноватый, янтарный оттенок, DOT 5 – красный, розовый, пурпурный. Стоит менять тормозную жидкость, если она поменяла цвет на темный, заметно помутнела, так как это свидетельствует о наличии продуктов коррозии, разрушению присадок и других негативных процессах.
- По температуре кипения. Жидкость отбирается в тару и нагревается до температуры свыше +150 °C, которая измеряется мультиметром с термопарой. Нормальная ТЖ кипит при нагреве свыше +200 °C, если показатель ниже – присутствует влага. Закипание при +150 °C или ниже – однозначно указывает на необходимость замены.
- По электропроводимости. Свежая ТЖ почти не проводит ток, а с повышением процента влажности проводимость тоже повышается. Для теста требуется мультиметр, включенный в режиме замера постоянного напряжения на диапазон до 20 В. Один щуп соединяется с «плюсом» АКБ, а второй опускается в расширительный бачок. Оптимальным являются показания до 8 В. Напряжение более 10–11В явно свидетельствуют о высокой влажности и непригодности ТЖ. Однако из-за внутреннего сопротивления самого прибора показания могут быть не очень точными. Кроме того, они зависят от тормозной жидкости, так как изначальная проводимость у продуктов разных производителей отличается.
- По сопротивлению. Необходим мультиметр, включенный в режим измерения сопротивления на диапазон до 20 МОм (обычно максимальный диапазон). Его щупы погружаются в ТЖ на расстоянии около 1 см друг от друга, и производится замер. У чистой ТЖ сопротивление составляет порядка 3 МОм, у увлажненной – 2 МОм. Если показания ниже – процент влаги повышенный. Однако определить его точно невозможно, поскольку первоначальное сопротивление у разных ТЖ будет отличаться. В идеале иметь под рукой эталон в виде чистой жидкости или измерять, перед тем как залить (записать) и потом на ТО проверять.
- По плотности. Для измерений нужен ареометр, рассчитанный на диапазон примерно 900–1100 г/л. Нормальная плотность гликолевой тормозной жидкости составляет около 1030–1070 г/л, она падает по мере накопления влаги. Если прибор показывает меньше 1030 г/л, то процент влажности превышает норму. Как и два предыдущих метода, способ не очень точен, если неизвестны первоначальные показатели в норме. Если известно, какая именно ТЖ проверяется, то найти показатели ее плотности в норме можно на сайте производителя.
- Специальным тестером. Существуют специальные приборы, измеряющие влажность тормозной жидкости на основе проводимости. Его принцип состоит в том чтобы замерить сопротивление жидкости. Чем больше воды, тем меньше сопротивление.
Перечисленные методы годятся для выявления явно проблемной ТЖ, в то время как точный процент содержания воды можно определить только в лабораторных условиях.
Как правильно хранить тормозную жидкость
Пригодна ли тормозная жидкость после технического обслуживания для доливки в систему – зависит от того, в каких условиях она содержалась. Поэтому, если не удалось использовать всю ТЖ из флакона во время обслуживания тормозной системы и хочется ее сохранить, важно строго соблюдать правила хранения:
- Хранить жидкость в оригинальной таре. Не нужно переливать ТЖ в другую емкость, так как в процессе перелива она может набрать воды из воздуха.
- Герметично закрывать флакон. Перед закупоркой желательно выгнать побольше воздуха из тары, сжав ее. Если есть сомнения в герметичности бутылки, можно обмотать ее горлышко сантехнической ФУМ-лентой.
- Хранить ТЖ в сухом помещении. Сколько можно хранить открытую тормозную жидкость – зависит от относительной влажности воздуха. Она должна составлять не более 70–75%. Жидкость для доливки лучше хранить в багажнике, поскольку там обычно влажность ниже.
- Избегать нагрева и прямых солнечных лучей. Перепады температур и ультрафиолет могут непредсказуемым образом повлиять на свойства ТЖ, например, вызывать деградацию присадок.
- Плотно закрывать расширительный бачок. Чтобы предотвратить накопление влаги уже залитой ТЖ, нужно контролировать герметичность бачка и следить за его перепускным клапаном.
- Следить за тормозным контуром. При «запотевании» трубок, шлангов, штуцеров нужно произвести обслуживание и ремонт тормозной системы. Даже если тормоза работают хорошо, через микроскопические щели влага из воздуха будет попадать в ТЖ, снижая срок ее эксплуатации.
Точно сказать, сколько хранится тормозная жидкость во вскрытой банке невозможно. Поэтому, даже при соблюдении всех предосторожностей, использовать начатую тару спустя более 6–12 месяцев хранения не рекомендуется. Для перестраховки желательно провести тест, и только если проблем не выявлено – можно доливать такую ТЖ либо использовать для замены.